6.2 анализ затрат на рубль товарной продукции
В условиях рынка предприятия производят сравниваемую и несравниваемую продукцию. Сравниваемая продукция – это продукция, которая выпускалась в прошлом периоде и ее объем планируется на предстоящий период. Несравниваемая продукция – это продукция, производство которой осуществляется впервые.
Показателем эффективности сравниваемой выпущенной (товарной) продукции является себестоимость единицы продукции, а несравниваемой – затраты на 1 рубль товарной продукции. Затраты на рубль произведенной продукции – это обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию.
Объектом анализа является разность между фактическими и плановым затратами на 1 рубль товарной продукции. Данный показатель позволяет:
· во-первых, провести сравнение уровня затрат данного предприятия с уровнем затрат любого предприятия данной отрасли промышленности;
· во-вторых, позволяет проследить взаимосвязь между себестоимостью и прибылью.
Для расчета затрат на рубль произведенной (товарной) продукции используют следующую формулу:
где З общ – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции; ВП, ТП – объем выпущенной или товарной продукции. Если > 1, то производство продукции является убыточным.
В процессе анализа затрат на рубль произведенной продукции следует изучить выполнение плана и динамику этого показателя, а также провести межхозяйственные сравнения (табл. 6.2).
Таблица 6.2 Динамика затрат на рубль товарной продукции по предприятиям нефтеперерабатывающей отрасли промышленности
Комментарии