Клиентская база коммерческого банка
Под клиентами хозяйствующего субъекта традиционно понимаются лица (юридические и/или физические), пользующиеся его услугами. Данная посылка принимается за основу при определении клиента банка как лица, пользующегося его услугами*(10). Далее авторами книги, указанной в ссылке, предлагается следующее определение клиентской базы банка: "Менее определенны трактовки того, что называется клиентской базой банка. Очевидно, ее можно определить как фактическую клиентуру банка плюс часть потенциальных потребителей банковских услуг, которая находится в пределах возможных контактов с данным банком и которую удовлетворяет набор услуг банка и условия их предоставления"*(11). По нашему мнению, понятие клиентской базы следует ограничить только совокупностью фактических клиентов банков, поскольку в приведенной трактовке оно совпадает с маркетинговым определением: "Рынок - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги"*(12).
Таким образом, под клиентской базой банка будем понимать совокупность всех его клиентов. Наличие клиентской базы есть необходимая предпосылка ведения банковского бизнеса. Без развития клиентской базы невозможно развитие банковского бизнеса. Поэтому все аспекты банковского бизнеса должны быть ориентированы на создание клиентской базы банка, достаточной для обеспечения прибыли в результате его деятельности, и на сохранение устойчивости клиентской базы в процессе развития банка. В силу особой значимости клиентской базы для банка вопросам анализа ее состояния уделяется первостепенное значение. Исходным пунктом анализа клиентской базы является классификация клиентов по различным признакам. Из ранее предложенных*(13) классификаций предполагается использовать функциональный статус клиента, который определяется формой его обслуживания (см. табл. 1).
Комментарии