Уровни слушания
Уровень 1. Слушание-сопереживание. На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. Этот уровень характеризуется:
·ощущением присутствия в данном месте в данное время;
·чувством уважения к говорящему, ощущением контакта с ним;
·сосредоточенностью на поступающей информации;
·концентрацией внимания па говорящем, его манере общения, сопереживанием его мыслям и чувствам;
·игнорированием своих собственных интересов, мыслей и чувств - внимание направлено исключительно на процесс "слушания".
Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем. На этом уровне собеседники не воспринимают всю глубину сказанного, они не пытаются понять поступившую информацию. Слушатели опираются на логику, сосредотачиваясь больше на содержании информации, чем на чувствах, остаются при этом эмоционально отчужденными от акта общения. У говорящего при этом может сложиться обманчивое впечатление о том, что его слушают и понимают.
Уровень 3. Слушание с временным отключением. В процессе взаимодействия слушатель как бы слушает и не слушает, понимая, что происходит, но сосредотачивается только на себе. На этом уровне процесс слушания пассивен, реакции на высказывания снижены.
На третьем и втором уровнях слушание обращено главным образом к словам. На третьем уровне улавливается все остальное, включая все сенсорные данные, а также настроение, ритм, энергию.
Только первый уровень слушания дает возможность действительно понять человека, осознать, что он пытается сказать вам. Самые счастливые дети вырастают у родителей, которые способны быть на первом уровне слушания своих детей. Часто за обидными словами скрываются боль и страх (многие люди не могут иначе "обнажать" свои душевную боль и страхи, кроме как словесной атакой), и если мы не распознаем чувства за этими словами, то можем обидеться, порвать связь с человеком, а увидев боль или страх, мы способны испытать эмпатию.
Оригинал текста доступен для загрузки на странице содержания СОДЕРЖАНИЕ Загрузить След >
Комментарии