Возврат активов - это процесс выявления, отслеживания, замораживания и конфискации похищенных активов и возвращения их законным владельцам. По оценкам ООН, коррумпированные чиновники, организованные преступные синдикаты и другие преступники ежегодно выкачивают из мировой экономики около 1,6 триллиона долларов США, причем большая часть этих денег томится на офшорных банковских счетах и в других активах.
Россия не является исключением из этого явления, поскольку в ней зафиксировано бесчисленное количество случаев коррупции и хищений, совершенных частными лицами и государственными чиновниками. Усилия по возвращению активов, направленные на эти незаконно нажитые доходы, являются важным способом привлечения к ответственности правонарушителей и возвращения украденных государственных средств.
Но куда должны направляться возвращенные активы? В случае с Россией существует опасение, что возвращение средств и активов российскому правительству может лишь увековечить коррупцию, которая изначально позволила их украсть. Критики утверждают, что российское правительство имеет плохой послужной список в борьбе с коррупцией и может использовать возвращенные активы для пополнения собственных карманов, а не на благо российского народа.
В результате раздаются призывы к тому, чтобы средства, полученные в результате возврата активов, передавались независимому органу, который мог бы контролировать использование активов на благо общества, а не направлялись напрямую российскому правительству. Это касается не только НПО, работающих над инициативами по борьбе с коррупцией и обеспечению прозрачности, но и жертв преступлений, которые привели к возврату активов.
Хотя дебаты о возврате активов в России продолжаются, очевидно, что этот вопрос важен для борьбы с коррупцией во всем мире. Обеспечение того, чтобы возвращенные активы использовались на благо общества, является важным шагом в привлечении коррупционеров к ответственности и повышении прозрачности мировых финансов.
Возврат активов в России
Россия активно занимается возвращением активов ряда физических и юридических лиц как внутри страны, так и за рубежом. Правительство создало специальное ведомство - Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг), в задачи которого входит выявление и отслеживание подозрительных финансовых операций, связанных с отмыванием денег и другой незаконной деятельностью.
В 2018 году российское правительство вернуло активы на сумму 1,2 млрд долларов США по 40 различным делам. Это значительный рост по сравнению с предыдущим годом, и, судя по всему, тенденция сохраняется. Помимо внутреннего возврата активов, российское правительство также сотрудничает с другими странами для репатриации активов, приобретенных незаконным путем.
Одним из самых громких случаев возврата активов в России стало дело ЮКОСа: в 2005 году российское правительство арестовало активы крупной нефтяной компании ЮКОС, а ее основатель Михаил Ходорковский был арестован. В конечном итоге активы были проданы государственной компании, но законность ареста и продажи остро оспаривается как внутри страны, так и за рубежом.
Российское правительство критикуют за использование возврата активов в качестве средства преследования политических противников и сохранения контроля, но нет сомнений в том, что возврат активов внес значительный вклад в экономику страны. Возвращенные активы были использованы для финансирования различных социальных программ и инфраструктурных проектов, и правительство заявило, что намерено продолжать возвращать их.
Примеры успешного возврата активов в России:.
- Репатриация 230 миллионов долларов США из Швейцарии в 2015 году по делу о коррупции с участием бывших московских чиновников
- Возвращение 65 миллионов долларов США с Кипра в 2018 году в связи с делом о мошенничестве
- Арест активов на сумму 56 миллионов долларов США, принадлежащих высокопоставленным чиновникам Министерства обороны России, в 2016 году.
В целом, возврат активов стал важным инструментом для российского правительства в борьбе с коррупцией и незаконной деятельностью, и, вероятно, в будущем число таких дел увеличится.
Проблемы, связанные с возвратом похищенных средств
Процесс возврата активов сложен и часто сопряжен с рядом юридических и политических препятствий. Возврат средств, похищенных у коррумпированных чиновников и преступников, является проблемой, с которой сталкиваются многие страны, особенно если средства были спрятаны на счетах в иностранных банках или инвестированы в оффшорные компании.
Одной из самых больших проблем в возвращении похищенных средств является отсутствие международного сотрудничества. Трансграничное возвращение активов затруднено, поскольку в разных странах существуют разные правовые системы и стандарты надлежащего судопроизводства. Кроме того, многие страны неохотно оказывают помощь в возвращении активов, если в деле замешаны влиятельные лица или их собственные национальные интересы.
Еще одной проблемой является использование фиктивных компаний и оффшорных счетов для сокрытия похищенных средств. Эти компании часто имеют сложную структуру собственности и зарегистрированы в налоговых гаванях, что затрудняет идентификацию истинных бенефициарных владельцев компаний. Кроме того, во многих из этих налоговых гаваней законодательство и банковские системы направлены на защиту конфиденциальности владельцев счетов, что затрудняет отслеживание и арест похищенных средств.
Наконец, процесс возврата похищенных средств может занять много времени и быть дорогостоящим. Судебные разбирательства могут занимать месяцы, а в некоторых случаях и годы, а расходы, связанные с возвращением активов, могут быть высокими. Это особенно сложно для развивающихся стран, которые часто становятся жертвами коррупции и финансовых преступлений и имеют ограниченные ресурсы.
В заключение следует отметить, что возвращение активов - это сложный процесс, требующий международного сотрудничества, совершенствования правовой базы и увеличения ресурсов. Для эффективного возврата похищенных средств страны должны работать вместе, чтобы ликвидировать структуры, позволяющие коррумпированным чиновникам и преступникам скрывать активы и уходить от правосудия.
Влияние на российский бюджет.
Российские власти прилагают все усилия для возвращения активов, незаконно вывезенных из страны коррумпированными чиновниками и бизнесменами. Предполагается, что возвращенные средства будут перечислены в российский бюджет, однако их влияние на бюджет неоднозначно.
В некоторых случаях возвращенные активы оказывают положительное влияние на бюджет. Например, в 2018 году Федеральная служба безопасности (ФСБ) России взыскала с бывших государственных чиновников активы на сумму 700 миллионов долларов США. Эта неожиданная выгода была использована для финансирования Чемпионата мира по футболу 2018 года и была признана успешной.
Однако в некоторых случаях возвращенные активы не оказали явного влияния на бюджет. Например, Банк России пытается вернуть активы на сумму 2,5 млрд долларов США от бывших владельцев банка "Траст", ныне покойного. Некоторые активы были возвращены, но неясно, какая часть этих денег в конечном итоге попадет в российский бюджет.
В целом, влияние возврата активов на российский бюджет будет зависеть от суммы и сроков возврата, а также от того, как эти средства будут в конечном итоге потрачены. Успешное возвращение активов обеспечит столь необходимое увеличение бюджета, однако процесс возвращения активов занимает много времени и зачастую неясен, и нет гарантии, что средства в конечном итоге будут возвращены в соответствии с планом.
Комментарии