Речевой этикет на работе и в жизни
Общаясь с людьми, они должны говорить прилично, вежливо и разумно, не слишком много. Затем они должны слушать и не перебивать речь других, а дать им возможность высказаться, а затем показать свое мнение. Если случилось событие и речь печальна, то он должен быть печальным и сожалеющим. Если же повод радостный, то быть радостным".
- Так наставлял молодых людей времен Петра I неизвестный автор "Юности честного зерцала".
Речевой этикет в той или иной форме существовал всегда. Культура общения имеет ритуальные, сакральные корни. Слово для наших предков имело сакральную силу. Они верили, что речь оказывает влияние на людей и окружающий мир. Считалось, что только с помощью слов можно вызвать какие-то события или избежать их. Выражения, которые мы сейчас воспринимаем как простые формулы вежливости, раньше были пожеланиями, имевшими, по мнению говорящего, вполне материальную силу. Например, "спасибо" было "слава богу", "здравствуйте" было "будьте здоровы". Представляете, насколько ответственно нужно подходить к своей речи при таком мировоззрении? Давным-давно существовали запреты на некоторые слова и словосочетания, которые мы сейчас воспринимаем как ругательства и тоже стараемся не употреблять.
Речевой этикет - как он проявляется?
Комментарии