Рынок покупателя.
Обычно на рынке товаров и услуг в условиях несовершенной конкуренции продавцы сами устанавливают условия продажи. Но отдельно можно выделить и противоположную ситуацию - это рынок покупателя.
Монопсония - это тип рынка, где есть только один покупатель и несколько продавцов. В результате конечную цену устанавливает покупатель, а продавцы вынуждены подстраиваться под его условия. Например, в Российской Федерации несколько организаций занимаются разработкой и производством оружия, но основным покупателем является Министерство обороны для нужд российской армии. Если правительство решит снизить закупочную цену, то продавцам придется согласиться или уйти с рынка.
В большинстве случаев монопсония возникает в результате действий государства, прямо или косвенно. Например, если в моногороде действует один крупный работодатель, то он определяет уровень заработной платы для работников, поскольку конкуренция отсутствует.
Основной эффект монопсонии заключается в том, что единственный покупатель в данной отрасли может контролировать рынок. У него есть много рычагов влияния на стоимость товаров или услуг, которые покупает только он. Это может быть весьма неприятно для экономики, поэтому такой ситуации следует избегать.
Олигопсония - это тип рынка, на котором существует небольшое количество независимых продавцов и множество крупных конкурирующих покупателей. Например, табачная промышленность в США: фермеры, выращивающие табак, продают его трем крупнейшим табачным компаниям (Altria, Reynolds American и Lorillard Tobacco), которые контролируют почти 80% закупок отрасли.
Олигопсония может развиваться не только на внутреннем, но и на мировом рынке, когда существует ограниченное число потребителей продукции.
Рынок какао-бобов также можно отнести к олигопсоническому рынку. Мелкие фермеры продают свою продукцию крупнейшим фирмам-покупателям.
Комментарии